28 июня от храма отправилась группа на Соловецкие острова. Впереди предстоял достаточно длинный путь – вечер и ночь в поезде, затем несколько часов несколько часов по морю.
29.07. 2009
Утро началось с 6 часов, даже немного раньше. В поезде не спалось, зато увидела Карелию, а там так красиво! Озёра, озёра, озёра… И камни, сосны, ели… Жаль, видела только из окна поезда.
В Кеми нас ждал автобус – отправились на пристань. Катер пришёл очень быстро.
Белое море было на редкость спокойным: такое величие и, вместе с тем, тревога.. Представляла, как плыли на Соловки заключённые – в этот туман, в эту неизвестность…
А раньше туда плыли иноки, полагавшиеся только на Бога. Пожалуй, именно эта вера и есть связующее звено между двумя пластами соловецкой истории.
Первое впечатление от монастыря – сказка. Так неожиданно он появился впереди, в рассеявшемся тумане, как город Китеж и старинного предания. Острова – удивительное место. Здесь около Сбербанка можно увидеть корову, а целая улица состоит из старинных домов. Кажется, что время здесь остановилось. И в этом есть своя торжественность и величие: всё свидетельствует о подвиге тех, кто жил здесь в разные времена. Свидетельствует всё по-своему: природа и храмы – своей спокойной красотой, быт – своей незаметностью, незначительностью в сравнении с главным.
После размещения в гостинице – экскурсия. Ездили на Секирскую гору. Довелось увидеть и Савватиевский скит, и Спасо-Преображенский, и Филипповские садки (каменная гряда, отделяющая залив от остального моря специально для содержания там рыбы к монастырскому столу). Также мы побывали на месте, где была келья преподобного Зосимы.
Отдельная тема – места страданий новомучеников. И храм Вознесения Господня (что в Спасо-Преображенском скиту), и часовни – всё это было местами содержания заключённых.
Секирская гора («Секирка») – место штрафного изолятора. Страшно сказать, что здесь происходило с людьми.
Одно то, что им не давали одежду. Точнее, давали на выбор – шапку, куртку или штаны. Понятно, что в холодное время (а это Север!), когда стены покрываются инеем, всё это не поможет. Не говоря о психологическом моменте: на Соловках были люди, занимавшие высокое положение в государственной или церковной иерархии, и в таком виде предстать для них тяжёлая травма. Людям приходилось спать штабелями - друг на друге, накрываясь сверху всей полученной одеждой. Те, кто был в нижнем ряду, нередко погибали.
Людей иногда скидывали с обрыва, предварительно привязав к бревну. Это была показательная казнь – для устрашения остальных. Иногда расстрелять могли любых одного - двух людей из вновь прибывших – «соловецкую власть» показать. А держалась она исключительно на страхе. В целях экономии верёвки заключённым связывали руки колючей проволокой.
Кладбище расстрелянных не может оставить равнодушным. Боль и триумф – всё здесь. Борьба за право называться человеком.
Как яркая иллюстрация – история белогвардейца Георгия Осоргина. После десятилетнего срока на Соловках вместо освобождения его приговорили к расстрелу. В то время его жена добилась свидания с ним. Осоргину разрешили увидеться с супругой, но при условии, что ООН ей ничего не скажет о своей дальнейшей судьбе. Он сдержал слово. Три дня они были вместе: гуляли по острову, общались. И ни разу Осоргин не выказал ни малейшего свидетельства того, что ему предстоит. Как впоследствии вспоминала его жена, только однажды, проходя мимо Святого озера он схватился за голову, но тут же поспешил отвлечь супругу от увиденного. Проводив её, Георгий Осоргин отправился на расстрел. О его смерти жена узнала только через три года…
Священнослужители, отбывавшие срок на Соловках (а таких было очень много) старались вести службы, провожать людей в последний путь и просто поддерживать. Делалось это в тайне от лагерного начальства. Один из таких батюшек получил здесь прозвище Утешительный Поп. Он рассказывал сокамерникам библейские истории. Рассказывал просто, понятно для людей с разным уровнем образования. Часто место действия переносилось на русскую землю… В условиях настоящего ада и беспросветного мрака, царившего в лагере с названием СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения – впоследствии СТОН – тюрьма особого назначения) эти умиротворяющие истории были настоящим лучом света. Однажды он принял исповедь у бандита, перед самой смертью успевшего раскаяться в убийстве двух человек. А умер батюшка вполне традиционно для этих мест в то время – когда была его очередь ложиться в нижний ряд, его был согласен заменить любой заключённый. Но он не стал просить об этом, и утром его нашли уже мёртвым…
После Секирской горы посещение дачи архимандрита, где располагается Соловецкий ботанический сад, - настоящий отдых. После всех описанных ужасов смотреть на красивые растения ещё радостнее. То же относится и к месту, куда впервые прибыли преподобные Савватий и Герман, основатели монастыря. Теперь там поклонный крест. Здесь начиналась великая духовная история Соловецких островов…
30.07.
Утром были на литургии в монастырском храме. Накануне вечером ходили на вечернюю службу и исповедь. Монастырская служба – особая. Как-то всё размеренно, величественно, как будто уже и не на земле…
Рядом с мощами Зосимы, Савватия и Германа – мощи архиепископа Петра – новомученика соловецкого. Два пласта истории соединились, чтобы ещё больше подчеркнуть духовную мощь этого места.
После обеда – экскурсия по монастырю. У его стен на берегу бухты Благополучия – две часовни. Одна в честь визита Петра I, другая – Александра II. Немногие правители были здесь (помимо названных только Владимир Путин), но Спасо-Преображенский мужской монастырь всегда пользовался большим авторитетом. Всегда, кроме периода знаменитого Соловецкого сидения (когда иноки не поддержали церковную реформу Никона и отстаивали старые обряды) и последующей опалы. Но приезд Петра I, которому монахи были очень рады, ознаменовал собой конец опалы, и обитель снова приобрела былое влияние.
Монастырь представляет собой настоящую крепость (она и правда не раз отражала врагов на северных рубежах России). Внутри – другой мир: храмы, братские корпуса. Во времена святителя Филиппа (при Иване Грозном) здесь было более 700 монахов, сейчас же – всего 20. Но главное – жизнь обители возобновлена, всё активно восстанавливается.
Вечером купались в Святом озере. Оно искусственное – появилось при святителе Филиппе в связи со строительством монастырской мельницы. Вода в нём очень тёплая, несмотря на то, что соловки находятся в 160 км от полярного круга. Только местами бьют холодные ключи. С центра озера открывается завораживающий вид на монастырь…
31.07.
День отъезда. Но утром ещё запланирована экскурсия на Большой Заяцкий остров.
Плывём на небольшом катере «Святитель Филипп». Остров показался впереди, и особенно интересно смотрелись на пустынном берегу деревянный храм и крест. Там ещё есть небольшая хозяйственная постройка. Это было сделано монахами для рыбаков: здесь они могли отдохнуть и поесть. А храм, освящённый в честь апостола Андрея Первозванного, возведён при активном участии Петра I (он работал на равне со всеми).
Также на Большом Заяцком острове находятся лабиринты, датируемые вторым тысячелетием до н.э. Они сделаны протосаамскими племенами, прибывавшими сюда для проведения погребального ритуала (считалось, что в таком лабиринте душа заблудится и не сможет вернуться с целью навредить живым). В этой древней культуре Соловки считались тем краем, за которым наступает потусторонний мир.
Ну а во времена лагеря здесь располагался штрафной изолятор для женщин. Само названия Большой Заяцкий остров нагоняло на заключённых страх…
… Отплытие от берега Большого Соловецкого острова. Уезжать отсюда грустно… Снова впереди Белое море и размышления о том, что было пережито в эти дни. Чего же больше на Соловках – торжества или страданий? Всё-таки, торжества, о том же свидетельствовал и луч солнца, осветивший стены отдаляющегося монастыря…
Ольга Корженева,
Россия, Петербург
Православная монархистка. Русская по крови, а главное, по духу. Коренная петербурженка. e-mail автора:uzurpatorXXL@mail.ru
Прочитано 4836 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Ольга, прочла материал!
Приглашаю присоединиться к проекту "Город - воин, труженик, поэт". Он посвящён всему, что связано с Северо-Западом России.
Подробности можно узнать у меня.
Творческих побед и удач!
Поэзия : Сердце мое ранено . - Николай Зимин Сердце мое ранено .
В моем сердце боль .
Что-то в жизни важное
Я теряю вновь .
И привыкнув к старому ,
Трудно очень мне
Снова жить по - новому
В новом жизни дне .